Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание культуры умственного труда.
Воспитание культуры умственного труда. М. Горький говорил, что настоящие герои те, которые любят и умеют работать. Существует расхожее мнение, что усидчивость – особенность тугодумов, а способные люди работают по вдохновению. На самом деле решение сложных задач у талантливых людей – результат упорной и систематической работы в прошлом. Ньютон сказал: «Гений – это труд», подтверждая, что все мыслители – труженики. И.С.Тургенев подолгу обдумывал свои художественные произведения, а потом начисто, без поправок писал. Л.Н.Толстой многократно переделывал свои первые наброски романа, точно живописец, начиная с эскизов. Э.Золя имел привычку каждый день писать не менее 8 часов. В процессе труда приходит эмоциональный подъем, вдохновение. «Это награда за настойчивый труд»,- говорил И.Е.Репин. Радость умственного труда развивает и укрепляет мозг. Увлечение интеллектуальным трудом, учебой вырабатывает сосредоточенное внимание, большую творческую силу. Умственный подъем, интерес способствуют мобилизации сил организма. Но любой труд, в том числе и умственный, требует заинтересованности, четкой организации. Режим. Жизненный опыт человечества показывает, что бессистемность в умственной работе делает ее менее продуктивной. Велика роль режима. Народная мудрость гласит: «Всякую вещь красит мера, а без меры обращается во вред и то, что почитается прекрасным». Великие ученые очень тщательно и экономно распределяли свое рабочее время. Для умственной работы должно отводиться определенное время дня, необходимо составить план и определить объем работы. Умственные занятия складывают привычку человека к помещению, рабочему месту, тишине, освещению. Перемена условий расстраивает привычную работу мозга. Следовательно, как дома, так и в школе, у ученика должно быть определенное рабочее место, четко обозначено время занятий, и созданы для этого условия (порядок, чистота, освещение, относительная тишина). Для продуктивности интеллектуальной деятельности и во избежание переутомления учащегося необходимы отдых и смена видов деятельности. Отдых не должен быть длительным, т.к. после длительного отдыха требуется больше времени для вхождения в работу. Обычно практикуемая смена уроков по расписанию создает лучшие условия для умственной работы. Но, как мы понимаем, это переключение с одной работы на другую следует использовать и на уроке. Своевременно переключиться – значит больше сделать и меньше устать. Например, простой опыт показывает, что если читать, делая короткие записи, то усвоение материала будет выше, чем просто читать, потому что в работе попеременно участвовали разные центры мозга. Таким образом, систематичность занятий, строго установленное время и место, своевременный непродолжительный отдых, чередование видов деятельности – все это слагаемые культуры умственного труда. Мотивация. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, создать все условия, но без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Известный психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотивов не бывает». Доктор медицины В.Ф.Базарный, исследующий проблемы школьного нездоровья, задается вопросом: «Что такое «неинтересно» на уроке? Это когда чувство выведено из-под интеллекта», - отвечает он. Еще Павлов показал, что, когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр отторжения. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и его необходимо специально формировать, развивать и стимулировать. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности. Положительная мотивация – мощный фактор сохранения и развития психического, духовного, нравственного и даже физического здоровья. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются: Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащихся. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. А для этого необходимы: 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения; А) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); Б) деловой; В) необычный. 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания; А) важность отдельных частей; Б) трудность, сложность( простота, доступность); В) новизна, познавательность материала; Г) открытие нового в известном; Д) историзм, современные достижения науки; Е) интересные факты, противоречия, парадоксы; 3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: А) общественной; Б) личностной. 5. Межпредметные связи. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. Различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога способствует внутренней мотивации, а либеральный (попустительский) снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». В плане общения с учащимися очень важны: Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявления доверия к силам и возможностям учащихся. Проявления личного отношения учителя к ученику, классу. Проявление учителем собственных качеств личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств). Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, взаимопомощь, обмен мнениями). При организации учебной деятельности изучение каждой темы должно состоять из 3-х этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Мотивационный этап обычно состоит из 3-х учебных действий: 1.Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Приемы: а) постановка перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки. 2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. 3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки изучению материала. На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: — по содержанию: к дисциплине, к работе; — по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); — алгоритмы; — единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. Следующий этап организации учебной деятельности — операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой). Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, наши преподаватели мало внимания уделяют подведению итогов так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового.Следовательно, этот этап должен служить своеобразным подкреплением учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Оценки не должны стать самоцелью для учащихся, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося. В то же время принижать мотивирующую роль отметок при существующей в учебных заведениях системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу. Социальные и познавательные мотивы Мотивы учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность учащегося направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, биологическим, математическим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность направлена в ходе учения на отношения школьника с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения. Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности школьников. Методы мотивации 1. Эмоциональные 1 — поощрение, 2 — порицание, 3 — учебно-познавательная игра, 4 — создание ярких наглядно-образных представлений, 5 — создание ситуаций успеха, 6 — стимулирующее оценивание, 7 — свободный выбор задания, 8 — удовлетворение желания быть значимой личностью. II. Познавательные 1 — опора на жизненный опыт, 2 — познавательный интерес, 3 — создание проблемной ситуации, 4 — побуждение к поиску альтернативных решений, 5 — выполнение творческих заданий, 6 — «мозговая атака», 7 — развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод). III. Волевые 1 — предъявление учебных требований, 2 — информирование об обязательных результатах обучения, 3 — формирование ответственного отношения к учению, 4 — познавательные затруднения, 5 — самооценка деятельности и коррекции, 6 — рефлексия поведения, 7 — прогнозирование будущей деятельности. IV. Социальные 1 — развитие желания быть полезным обществу, 2 — побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомощи, 4 — поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование. Познавательный интерес Успешное формирование положительных мотивов учения непосредственно и тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сформированности различных учебных умений, навыков. Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированности и освоенности. Учебное действие — это не только форма активности учащихся, но и развитие его познавательной потребности. При этом ведущим мотивом учебной деятельности является овладение способами осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса. Занимаясь формированием познавательного интереса, нам, педагогам, необходимо помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса: I уровень — проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень — учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни). III уровень — интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень — повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель). Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры — III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она заложена в сам процесс учения. Задача нашего гимназического образования — формирование достаточного уровня сформированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса. Система развития мотивации учения Проблема, которая встает при этом перед коллективом педагогов школы — это разработка для каждого учителя собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения. Если раньше на уроках мы пробуждали интерес к учению, то теперь его надо развивать, а это значит разработать для занятий целую систему творческих заданий. Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности — это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп: 1) причинно-следственные связи, 2) комбинирование информации, 3) планирование и выполнение практической деятельности. Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом урок как Минимум, по одной задаче из каждой группы. Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оцениваются по тем приемам, которые используются для мотивации по специальным критериям. Критерии (уровень) Приемы мотивации
1. Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе.
2. Критический2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий.
3.Удовлетвори- тельный3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных фактов.
4. Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием.
5. Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием.
6. Оптимальный6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителя затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и переосмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Творчески работающему учителю и коллективу всегда присущи исследовательская направленность педагогической деятельности. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности». Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область) Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Воспитание культуры умственного труда Докладчик: Сидоренко Г.И., учитель русского языка и литературы г. Мегион 2008 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (04.05.2012)
Просмотров: 1840 | Комментарии: 1 | Теги: деятельность, мотив | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: