Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Творческие возможности и способности ученика

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

«Творческие возможности и способности ученика»

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель  I квалификационной категории,

заместитель директора по методической работе

Сидоренко Галина Ибрагимовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Мегион,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2011 г.

Творческие возможности и способности ученика.

 

 

Кто испытал наслаждение творчества,

 для того все другие наслаждения не существуют.

А.П.Чехов

К. Г. Юнг  пишет:

Создание нового является делом не интеллекта,

 а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению.

 Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

 

Что же такое творчество?

Творчество

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Содержание понятия

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

 

Стадии творческого мышления

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное отвлечение от задачи.

Озарение — появление интуитивного решения.

Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

 

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов и убеждений. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиям».

В соответствии с этим, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

 Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

 

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

 

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека..

 

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

 

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира

 

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

 

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

 

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Креативность

Креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

 

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность;
  • образную креативность;

 

отдельные креативные способности: 

  • беглость,
  • гибкость,
  • оригинальность,
  • способность видеть суть проблемы,
  • способность сопротивляться стереотипам.

 

Критерии креативности:

1.Беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

2.Гибкость. обуславливается двумя обстоятельствами:

 во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении,

 во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

3.Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

4. Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем ус­ловия, способствующие созидательному творчеству:

  1. Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учи­телей и родителей в реализацию своих возможностей.
  2. Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.
  3. Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивидуальному образовательному процессу каждого ученика.
  4. Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств состояний и             процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.

 

Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя:

 а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах;

 б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества;

 в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

 Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — «стоящее за»), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.

 Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одарен­ность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных ученых нет од­нозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, дру­гие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эвристичес­кие методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.

Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с вы­сокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — гением.
Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систе­му качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образовательных областей.
Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в обра­зовательной области. Чем в большей степени ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика

 

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели. Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе твор­ческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образователь­ных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактичес­кой эвристикой (А. В. Хуторской).

Дидактическая эв­ристика имеет цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих твор­цов — учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образователь­ных продуктов.

 

Задача эвристической образовательной деятельности — конструирование учени­ком своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого об­разования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, способностей, спо­собов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьни­ками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивиду­альных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, ма­териализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изме­нения личностных качеств ученика, развивающихся в учеб­ном процессе. Обе составляющие — материальная и личност­ная — создаются одновременно в ходе конструирования уче­ником индивидуального образовательного процесса.

Из сказанного следует, что рассматривать образователь­ную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внеш­него материализованного проявления с внутренним, — личностными качествами, ко­торые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.
Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:

  • создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
  • освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с соб­ственными результатами;

·         выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.


Отличие эвристического обучения от проблемного. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения — усвоение учени­ками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения за дачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение не­известного им заранее результата.

НО главное отличие в том, что объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащи­еся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлек­сивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организо­вывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.


В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значи­мый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), но неготовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конст­руируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изу­чая понятие или явление, предлагают свое определение или объяснение.

С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученики с помощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней критически, но доброжелательно.
Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик пере­осмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны — личностное развитие и продукция самих учеников, с дру­гой — усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, и том числе и образовательных стандартов.

Завершает цикл эвристического обучения рефлексия — осознание учениками спо­собов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результа­тов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.
Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в опреде­ленном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятельности ученика.

Творчество — всегда выход за рамки, изменение суще­ствующих знаний, пониманий, норм, создание нового содер­жания, не включенного предварительно в программу усвое­ния. Поэтому в эвристическом обучении контролю подле­жит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим со­бой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат:

 а) развитие личностных качеств ученика;

 б) его творческие достижения по изучаемым предметам;

 в) уровень усвоения и опе­режения образовательных стандартов.

Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.

Разработка творческого урока

Творческий урок — это «магический кристалл», грани которого отражают все состав­ляющие примененной системы обучения. Такой урок воплощает структурные элемен­ты образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образователь­ные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Создание творческого урока — это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие:

Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы?

 Как обеспечить этот процесс?

Во время проектирования урока учитываются:

ü  образовательная программа,

ü  уро­вень подготовки детей,

ü  наличие методического инструментария,

ü  специфика имею­щихся условий,

ü  тип урока,

ü  формы и методы, которые помогут ученикам со­здать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей.

 

Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.
После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением наме­ченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это зна­чит, что во время урока учитель — также творец, а не простой исполнитель своего плана!

Открытые задания. Успех творческого урока определяется «стартовым» заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образова­тельного продукта.

Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непо­нятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной пробле­матики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.
И наоборот, если задание предлагается детям в соответствии с их потребностями и предыдущей мотивированной деятельностью, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если ее решение не очевидно даже для учителя, такое задание способно повести за со­бой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внутренней логике обозначенной проблемы.

Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается по­лученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает сте­пень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный от­вет.
Период времени, отводимый на выполнение заданий — от 1 минуты до нескольких занятий. Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое ос­воение базового содержания учебных курсов, с другой — обеспечивает развитие ког­нитивных, креативных и оргдеятельностных  качеств  учащихся.
Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конст­руировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в лично­стных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечива­ются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.

Требования к разрабатываемым открытым заданиям:

  • задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе, на­пример: «Правила сложения с переходом через десяток»;
  • задания не должны иметь заранее известного для учителя решения, например: «Объясните графическую форму изображения цифр 1 и 0»;
  • формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора — учителя, например: «Почему А — первая буква алфавита?»

  • Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содер­жание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2—3 варианта его возмож­ных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничи­ваться.

Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открыва­ет знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание обра­зования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе дея­тельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего об­разования; он — полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определя­ет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятель­ности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполня­ет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конст­рукцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых обра­зовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижения­ми специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внеш­него материала.
Заключение
М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (посколь­ку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения за­дач».
Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность — подготовительный этап к проявлению познаватель­ной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский».

Литература

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000.
  5. Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.
  6. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных  исследований, 2002.
  7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  8. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  9. Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, – СПб.: Питер, 2005.
  11. Юнг К. Г. Психологические типы.
  12. Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142-154.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (14.05.2012)
Просмотров: 1339 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: