Главная » Статьи » Мои статьи |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Лекция «Творческие возможности и способности ученика»
Подготовила учитель I квалификационной категории, заместитель директора по методической работе Сидоренко Галина Ибрагимовна.
г.Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2011 г. Творческие возможности и способности ученика.
Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют. А.П.Чехов К. Г. Юнг пишет: Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Что же такое творчество? Творчество Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Содержание понятия Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Стадии творческого мышления Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решения. Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
Творчество и личность Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Характер связи творчества и личности «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов и убеждений. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиям». В соответствии с этим, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность. В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет: Личность есть не субстанция, а творческий акт. Мотивация творчества В. Н. Дружинин пишет: В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение: В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека..
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…
Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:
Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя. Креативность Креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
отдельные креативные способности:
Критерии креативности: 1.Беглость — количество идей, возникающих в единицу времени; оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых; 2.Гибкость. обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность. 3.Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую; 4. Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое. Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие созидательному творчеству:
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — «стоящее за»), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию. Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах,
как одаренность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных
ученых нет однозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей
около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять
эвристические методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно
обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную
продукцию в тех или иных областях деятельности.
Творчество любят все дети. Если
организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное
для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с
мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели. Дидактическая
теория, предполагающая построение образования на основе творческой
самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных
продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактической эвристикой (А. В.
Хуторской).
Задача эвристической образовательной деятельности — конструирование
учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание
этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования
обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта,
способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний
продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого
достигает дидактическая эвристика. Основной характеристикой
эвристического обучения является создание школьниками образовательных
продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных
траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией
здесь понимается, во-первых, материализованные
продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.
п.; во-вторых, изменения личностных
качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие —
материальная и личностная — создаются одновременно в ходе конструирования учеником
индивидуального образовательного процесса.
· выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
а) развитие личностных качеств ученика; б) его творческие достижения по изучаемым предметам; в) уровень усвоения и
опережения образовательных стандартов. Разработка творческого урока Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот
процесс? ü образовательная программа, ü уровень подготовки детей, ü наличие методического инструментария, ü специфика имеющихся условий, ü тип урока, ü формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей.
Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников. Открытые задания. Успех творческого урока
определяется «стартовым» заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную
деятельность по созданию образовательного продукта.
Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные
цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то
содержание образования для него оказывается вариативным и развивается
(изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом,
конструктором своего образования; он — полноправный источник и организатор
своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план
своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из
различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию
происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи,
придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными
знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные
траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с
классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не
ограничиваются лишь усвоением внешнего материала. Литература
| |
Просмотров: 1339 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |