Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Эвристические задания

Эвристические задания

Задания когнитивного типа:

Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, на пример: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).
Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явления, правила, музыки, обряда и т. и д. Например: «Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды».
Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, математических множеств, технических приспособлений, биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности собственной речи».
Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественнонаучного, словесного, математического, психологического и др.).
«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, на­пример: «Объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатиричной — при измерении времени»; «Объяс­ните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последователь­ность».
Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например: «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)».

Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм. Например: «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур)», «Отыщите общие принципы строения различных государств».
Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.
Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта — естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».

 

Задания креативного типа:
Изобретение. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно:

а) придумать обозначение числа, звука, буквы;

б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению;

 в) сформулировать грам­матическое правило, математическую закономерность, способ изготовления по­делки и т. д.
«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовле­ние берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной сис­темы счисления, появления революций и других исторических событий, изоб­ретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других орга­низмов.
Образ. Придумать и изобразить образ — рисуночный, двигательный, музыкаль­ный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.
Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, го­сударства, русского языка и т. п.), опишите свои чувства.
Жанры текста. Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т. п. Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворе­ние, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.
Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, математичес­кую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.
Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.

Задания оргдеятельностного типа:
Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разде­лов) на день, четверть, год.
Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Соста­вить индивидуальную программу занятий по курсу.
Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.
Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, раз­мышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.
Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подгото­вить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.


Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (14.05.2012)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: