Эвристические задания
Задания когнитивного типа:
Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в
cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, на
пример: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую
закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека,
государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).
Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию
объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явления, правила, музыки,
обряда и т. и д. Например: «Исследуйте слово «город», установите его
происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и
проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета
его одежды».
Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и
стилей текста, математических множеств, технических приспособлений,
биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности
собственной речи».
Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественнонаучного, словесного,
математического, психологического и др.).
«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, например:
«Объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении
расстояний, а двенадцатиричной — при измерении времени»; «Объясните
графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».
Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний,
например: «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)».
Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах,
например, в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста,
цвета, музыки, чисел, форм. Например: «Найдите общие элементы в орнаментах
(традициях, языках) разных культур)», «Отыщите общие принципы строения
различных государств».
Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку,
«оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.
Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами
исследования одного и того же объекта — естественнонаучными, гуманитарными,
социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в
числах и геометрических фигурах)».
Задания креативного типа:
Изобретение. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему
или учителю уже известно:
а) придумать обозначение
числа, звука, буквы;
б) дать определение
изучаемому понятию, объекту, явлению;
в) сформулировать грамматическое правило,
математическую закономерность, способ изготовления поделки и т. д.
«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в
одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовление
берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы
счисления, появления революций и других исторических событий, изобретения
колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов.
Образ. Придумать и изобразить образ — рисуночный, двигательный,
музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.
Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения,
государства, русского языка и т. п.), опишите свои чувства.
Жанры текста. Создать словесный
продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т. п.
Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму,
стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную,
примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих
задач, программу концерта.
Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал,
математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.
Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи,
компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли
учителя.
Задания оргдеятельностного типа:
Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из
изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.
Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы.
Составить индивидуальную программу занятий по курсу.
Выступление. Составить и провести показательное выступление,
соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.
Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение,
вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести
правила и закономерности этой деятельности.
Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика;
подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по
определенной теме за определенный период.
|